Среда, 19.12.2018, 06:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Монгуш Саяны Дажы-Сереновны
Главная » Файлы » Мои файлы

Музыка и культура белорусского народа
19.04.2011, 11:07

 

 Открытый урок по музыке на тему

 «Музыка и культура Белорусского народа»

Цель: познакомить детей с музыкой белорусского народа и сравнить с русской музыкой; разучить белорусскую народную песню «Бульба».

 Задачи:

1.формирование у школьников конкретного представления об особенностях белорусской музыки и культуры;

2.развитие познавательного интереса, творческой активности;

3.воспитание эмоциональной отзывчивости, дружеских отношений.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Структура урока: - ознакомление с темой урока, постановка целей и задач; - изложение нового материала; - первичное закрепление изученного; - подведение итогов урока.

Оформление доски: нарисован перрон, поезд, вагоны, на вагонах недописан маршрут: «Школа» - « »; развешаны вырезанные из бумаги цветы красного и синего цвета; рисунки с изображениями народного белорусского инструмента - цимбалы и дуда; герб и флаг народов республики Белоруссии и Российской Федерации.

 Ход урока

I.Организационный момент. Вход под белорусскую народную музыку «Бульба» Приветствие «Музыкальный звонок» (муз: Е.Тиличеевой) -Вот и прозвенел звонок Начинается урок.

II.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний . Учитель музыки: –Добрый день! Сегодня, ребята у нас необычный урок. Я предлагаю вам со мной отправиться в путешествие на поезде времени. Я буду проводником поезда, а вы пассажирами. Согласны? (Ответы учащихся). Итак, мы отправляемся в путешествие. До отправления поезда осталось 5 минут. Чтобы путешествие было удачным и веселым, мы должны все вместе спеть песенку про паровозик. Я буду запевать, а вы все вместе петь слова «Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик»

У меня есть паровозик – Ту-ту, чик-чик,ту-ту,чик-чик. Он меня по рельсам возит Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик. И волшебное колечко - Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик. Сяду у окна поближе - Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик. И доеду до ……

- Ой, ребята, глядите: потерялась концовка с указанным маршрутом. (Показывает на табличку с изображением вагона и недописанным маршрутом) Вы случайно не брали? (Ответы учащихся) А вы гости, дорогие? (Ответы гостей). Что же нам делать? Не знаете? Я, кажется догадалась. У меня же есть волшебный мешочек, заглянем-ка в него. (Достает мешочек, в нем письмо). Ребята, кто из вас самый умный и самый смелый, чтоб громко и ясно прочитал нам о чем пишется в этом письме (Ученик вслух читает письмо).

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Свою пропажу вы найдете, отгадав загадку. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да варили?» Хором дети отвечают, что это картошка.

 Учитель музыки: Вы молодцы, наверное, все отличники. Как показать, что вы молодцы? Повторяйте все за мной. (Большой палец поднять вверх, подмигнуть, погладить друга по головке). Но при чем тут картошка, ребята? Наш поезд ведь не может называться «Школа Картошка». Я, кажется, снова догадалась. Мы сейчас вместе эту тайну разгадаем. Вам нужно выполнить задание, продолжить цепочку:

Русские – Украинцы - …=…? (Вставить пропущенные слова. Работа по рядам) - Так куда мы сегодня отправляемся? (В Белоруссию) - Кто знает столицу Белоруссии? (Минск) - Правильно, молодцы! Каждое государство имеет свой флаг, герб и гимн. ( Показывает на доске) - Кто является президентом Белоруссии? (А. Лукашенко) А ведь письмо пришло от него. И еще он вам с детьми из Белоруссии посылает подарок. Это картошка (достает из мешка) Удивительно. А знаете, почему? Ведь загадка была про картофель. Потому что Белоруссия славится богатым урожаем картофеля. Эта картошка необыкновенная, у нее есть зрение и слух. Она будет наблюдать за нами в течение всего урока. Заняли свои места. Сели удобно, мы отправляемся в путешествие по маршруту «Школа-Минск», а значит цель нашего визита в Белоруссию – познакомиться с музыкой и культурой этой республики. Во время путешествия вы в своих дневниках для музыкальных наблюдений должны сделать заметки.

III. Объяснение нового материала, первичное закрепление.

Учитель музыки: - Немного о статусе Белоруссии нам кратко расскажут учащиеся… Выступления учащихся: Белоруссия – это низменная страна с множеством озер на севере и обширными болотами на юге. Получила независимость от бывшего Советского Союза в 1991 г. (показывает на карте) Площадь: 207 546 км2 Основные языки: белорусский, русский.. Население:10 236 000. Основная религия: православие. Денежная единица: белорусский рубль. Столица Белоруссии город Минск после Великой Отечественной войны был отстроен практически заново, потому что в 1986 г. взорвался ядерный реактор в расположенном поблизости украинском городе Чернобыле, и 70 % радиактивных осадков выпали на территории Белоруссии. Тогда серьезно пострадали около 3 млн. человек, были заражены почва, ручьи и реки. На западе, там, где Белоруссия граничит с Польшей, простирается Беловежская Пуща. Огромная часть этого массива превращена в самый крупный в Европе заповедник, где сохраняется поголовье зубров. Главный промышленный центр находится в столичном регионе, куда входит столица Минск с соседними городами. Здесь производят сельскохозяйственную и бытовую технику, автомобили, станки и подшипники. Белоруссия поддерживает тесные партнерские отношения с Россией. Россия оказывает стране экономическую помощь. Учитель музыки: - На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, так как же и у русских, и у украинцев. Музыка украинцев, русских и белорусов очень похожа. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками - это музыка древних восточных славян. В культуре их много общего, даже языки похожи. Большинство белорусских народных танцев исполняется в сопровождении народных инструментов.

 (Ознакомление и показ рисунков с инструментами)

Дуда. Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов-волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине. Цимбалы. Их знали и знают многие славянские народы, но наибольшее распространение они получили в Белоруссии. Поскольку у нас нет такого инструмента, чтобы послушать их звучание, но мы можем определить по рисунку. – К какой группе инструментов относятся цимбалы? (Струнные) - Да, действительно, это струнный ударный инструмент.

IV. Слушание белорусской народной песни «Бульба» Учитель музыки: Послушайте б.н. п. «Бульба» и помогите мне определить, что означает название песни.(Идет слушание песни в исполнении педагогов ДШИ) -Что означает название песни? (Бульба – это картошка)

VI.Анализ музыкального произведения.

П л а н а н а л и з а. 1. Определите характер песни. (Весело, легко) 2. Какие элементы музыкальной речи подчеркивают танцевальность и песенность мелодии? (Ритм, темп, динамика) 3.В каком ладу звучит «Бульба» (мажорном)

VII.Разучивание б.н.п. «Бульба» 1.Запись текста песни на электронном варианте. 2.Музыкальная разминка – гимнастика. Учитель музыки: - Разучивание песни мы начнем с музыкальной разминки – гимнастики для вашего горлышка. Такая гимнастика необходима для того, чтобы вы разогрели ваши горлышки, привели их в рабочее певческое состояние. а) упражнение для дыхания - Для начала давайте все вместе поучимся правильно брать дыхание. Вместе сделаем вдох по единой команде – дирижерскому взмаху моей руки. ( Учитель делает взмах рукой, по которому все школьники вместе должны сделать вдох. Такое упражнение повторяется несколько раз, добиваясь наибольшей синхронности) б) упражнение – тренировка для дикции. Ч и с т о г о в о р к а на [ р ] - «Гора» Ра-ра-ра, ра-ра-ра - на дворе у нас гора, Ры-ры-ры, ры-ры-ры – быстро скатимся с горы. Ру-ру-ру, ру-ру-ру – сами строили гору, Ра-ра-ра, ра-ра-ра – разыгралась детвора. в) петь, повторяя вслед за учителем. г) самотоятельное пение с сопровождением. д) пение фразами.

VIII. Музыкально - ритмическое движение. Белорусский народный танец «Янка» Учитель музыки: - Ребята, белорусский народ очень любит танцевать, и поэтому нам предстоит возможность станцевать.(Выступление учащихся с показом танца)

IХ. Итог урока. Учитель музыки: - Наша картошка наблюдала за нами в течении урока. Прислушайтесь, пожалуйста, к картошке и ответьте. –Куда мы сегодня путешествовали на поезде времени? (В Белоруссию) -С какими музыкальными инструментами познакомились? (Дуда и цимбала) -Кто помнит как зовут президента Белоруссии? (А.Лукашенко)

 Звонит телефон (импровизированный) Учитель музыки: - А у нас зазвонил телефон. Это, наверное, ваши родители. Чаян, позвони родителям, расскажи о нашем уроке.( Ученик звонит родителям и делится своими впечатлениями об уроке)

Р е ф л е к с и я. Вот и подошло к концу наше путешествие на поезде «Школа» -«Минск». Цветов на перроне видимо-невидимо! Каждый может выбрать себе цветок и поместить его в общий букет. (В вазе находятся веточки, к ним дети и прикрепляют свои цветы) Если урок вам понравился, украсьте наш букет красным цветком, а если все здесь происходившее вам не понравилось – то смело помещайте в букет синий цветок. – Не торопитесь, соблюдайте правила дорожного движения, иначе попадете под поезд

Х. Домашнее задание. 1. Написать письмо президенту Белоруссии, рассказать о дружбе наших государств, о нашем уроке. 2.Перечислить блюда из картофеля.

Выход из класса под б.н.п. «Бульба»

 

Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 1695 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [19]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz